Шватка

Шватка (Schwatka) Фредерик Густав

(29.09.1849 – 02.11.1892)

 

Американец польского происхождения, исследователь полярных стран.

Родился в Галене, штат Иллинойс, в семье потомка эмигрантов из Восточной Пруссии.

В 1859 году семья переехала в Орегон, где позднее мальчик обучался в частном колледже на печатника. В 1867 году он поступил в военную академию в Вест-Пойнте, которую закончил в 1871 году лейтенантом кавалерии. Во время воинской службы Шватка изучал закон и медицину, в 1875 году получил юридическую степень в Небраске, а годом позже — медицинскую степень в престижном колледже Белвью в Нью-Йорке.

В середине 1870-х годов  через несколько лет после смерти Ч. Холла вновь возрос интерес к пропавшей экспедиции Джона Франклина. Он был инициирован многочисленными находками предметов экспедиции, поступавшими от эскимосов через китобоев, базировавшихся в заливе Репалс на юге полуострова Мелвилл. Снова начали раздаваться голоса о необходимости организации новой поисковой экспедиции. Конечно, никто уже не рассчитывал  найти живых членов экспедиции, но появилась надежда на обнаружение каких-либо новых свидетельств, проливающих свет на ее судьбу. Последней каплей оказалась полученная в 1877 году через китобоя Томаса Барри информация о том, что, по словам эскимосов, «белый начальник», возглавлявший большую группу впоследствии умерших белых людей, собрал огромное количество бумаг и спрятал их в гурии. Оставить без внимания и проверки такое сообщение было нельзя, и в 1878 году была организована американская экспедиция, имевшая своей целью поиски этого гурия. Возглавил ее Шватка.

19 июня 1878 года он стартовал из Нью-Йорка на корабле «Итон». Членами экспедиции, помимо Шватки, были корреспондент «Нью-Йорк Геральд» Уильям Гильдер, художник и геодезист Генрих Клучак, китобой Франк Мелмс и знаменитый эскимос Иосиф Эбербинг, спутник Ч. Холла в трех его экспедициях. Командовал судном Томас Барри.

В первой половине августа судно достигло западного берега Гудзонова залива южнее входа в пролив Рос Уэлком. Здесь партия Шватки решила остаться на зимовку. В течение зимовки Гильдер совершал поездки на материк, целью которых были разведка местности, проверка снаряжения, закупка собак. Общение с эскимосами зародило у Гильдера первые сомнения в истинности сообщения капитана Барри, сообщения, которое стало решающим в организации их экспедиции.

В январе 1879 года Гильдер и Клучак добрались до Мраморного острова – места зимовки «Итона» и «Абби Бредфорд», где служил штурманом Эдвард Поттер.

Здесь-то и выяснилось, что капитан Барри из желания прославиться выдумал информацию о гурии с документами экспедиции Франклина. Гильдер предъявил капитану Барри суровое обвинение во лжи и мистификации. В результате предприятие Шватки оказалось в странном положении, так как факт, породивший его, оказался вымышленным. Гильдер писал в своем дневнике: «Итак, там не было никаких гуриев, и, вполне естественно, что некому было проводить нас к ним… Лейтенант Шватка мог теперь повернуть к Нью-Йорку, и, действуя так, был бы оправдан, но вместо этого он решил все-таки попытаться обследовать летом Землю короля Уильяма с тем, чтобы, если возможно, разыскать пропавшие документы».

Наземная часть экспедиции продолжалась с 1 апреля 1879 года по 4 марта 1880 года. Шватка вместе с 12 эскимосами преодолел на санях 3251 милю (более 5000 км), самое длинное путешествие на санях того времени. Ему не удалось найти дневники и документы экспедиции Франклина, в то же время на острове Кинг Уильям было обнаружено много других ее следов: обломки корабля, куски одежды. Кроме того, он нашел и идентифицировал несколько захоронений членов экспедиции Франклина, в том числе лейтенанта Джона Ирвинга, одного из офицеров. Его прах был доставлен в Шотландию и погребен с должными почестями на кладбище его родного города. Другие останки были захоронены на месте. Как писал Гильдер, «Нам удалось с полной достоверностью опознать только останки лейтенанта Ирвинга. Если бы нами были опознаны другие, мы также отправили бы их для погребения на родину». Путем опроса эскимосов Шватка установил место гибели одного из судов Франклина – «Террор».

4 февраля 1880 года отряд Шватки после тяжелейшего перехода подошел к своей базе у входа в пролив Рос Уэлком. Велика была радость неутомимых путешественников при виде знакомого берега. Но на базе их ожидало страшное разочарование. К своему огорчению они узнали, что в этом году здесь зимует только одно судно, а главное – что капитан Барри не оставил на базе экспедиции принадлежащих ей тысячи фунтов черных сухарей и другой провизии. Шватка был в совершенном недоумении по поводу странного образа действий Барри, ушедшего в неизвестном направлении с грузом чужого провианта на борту. Этим капитан поставил Шватку и его товарищей в очень затруднительное положение. Им угрожала голодовка.

Экспедиции пришлось прожить много месяцев в тяжелых лишениях. Спасло их только то, что неутомимый Гильдер в течение зимы съездил к Мраморному острову, откуда привез часть оставленного там ранее продовольствия.

Летом 1880 года Шватка и его спутники сели на зашедшее к ним китоловное судно, в качестве пассажиров совершили на нем несколько промысловых рейсов и лишь в сентябре возвратились в Соединенные штаты, пробыв в экспедиции 2 года и 3 месяца.

Первую оценку своих достижений Шватка получил уже через несколько дней после возвращения на родину. Одна из английских газет написала:

«Лейтенант Шватка разрешил, наконец, последние сомнения, возникшие относительно судьбы Франклиновой экспедиции… Он дал непохороненным костям погибших единственное надежное убежище от осквернения их бродячими животными или грубыми эскимосами… Он привез домой тело одного из них… Над остальными он поставил надгробные камни для увековечивания памяти. Наконец, он доставил домой много сведений, дополняющих летопись исследования Арктики».  

Роль самого Шватки в успехе экспедиции оценена его спутником и ближайшим помощником Уильямом Гильдером: «Нечего и говорить, что удачным исходом экспедиция обязана лейтенанту Шватке, стоявшему во главе ее. Не будет преувеличением сказать, что ни один человек не приступал к изысканиям в Арктике более подготовленным физически, воспитанием, образом жизни, умственной тренировкой, чем лейтенант Шватка. Он одарен от природы крепким здоровьем, могучим телосложением, не знает усталости, всегда в веселом расположении духа и интересуется каждой безделицей, что отвлекает его внимание от окружающей мрачной обстановки и избавляет от тоски – этого неприятного последствия пребывания в таких диких местах… Умение распоряжаться обеспечивает ему подчинение наших спутников иннуитов, что также нельзя не дооценивать».

Шватка показал, что белый человек может путешествовать по Арктике без серьезных травм и болезней, если он перенимает охотничьи и кулинарные традиции местных жителей.

 

Кладбище Салем

 

В 1883 году Шватка по заданию министерства обороны США обследовал реку  Юкон. На плотах они сплавлялись вниз по реке Юкон до ее устья в Беринговом море, присваивая наименования многим географическим объектам по пути. Это путешествие на плоту протяженностью более 1300 км стало самым длинным из тех, что были когда-либо сделаны.

Шватка был награжден медалями географического общества в Париже  и  Императорского географического общества России. Он был почетным членом географических обществ Бремена, Женевы и Рима.

Свои экспедиции Шватка описал в книгах «Вдоль великой реки Аляски» и «Поиски Франклина». Последняя переиздана в 1965 году.

Умер в Портленде. Нью-Йорк Таймс сообщила, что его смерть стала результатом случайной передозировки морфина. Похоронен в Салеме, Орегон.

Горы на Аляске.

Озеро на Юконе.

Залив на юго-западном побережье острова Кинг-Уильям в проливе Рея.

 

Вернуться на главную страничку

>