Шишкин Иван Иванович
(13(25).01.1832–08(20).03.1898)
Выдающийся
русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист.
Родился в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской
фамилии.
Шишкин начал учебу в 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса,
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании курса
этого заведения с 1857 года он продолжил образование в Петербуржской Академии
Художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин усердно рисовал и писал
этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. В годы
пребывания в академии он был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей за
рисунки пейзажей Валаама и окрестностей Санкт-Петербурга.
За успехи в живописи Шишкин получил право на поездку за границу в качестве
пенсионера академии. В 1861 году он отправился в Мюнхен, посещал там мастерские
известных художников, затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где под
руководством знаменитого анималиста профессора Коллера стажировался в
изображении животных. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и
Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в
окрестностях Дюссельдорфа». Эта картина была прислана в Санкт-Петербург, за нее
он получил звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался
рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев,
и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками
первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по России, в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург до истечения
срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с
художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения
сначала в академии, затем на выставках «Товарищества передвижников». С 1870 года
Шишкин примкнул к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов и
взялся за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей
жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы
с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев
пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста.
В 1873 году академия возвела Шишкина в звание профессора за приобретенную ею
мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава
академии, в 1892 году он был приглашен руководить ее учебной пейзажной
мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго.
Картины и рисунки Шишкина необычайно многочисленны. Множество разошлось их между
любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ
художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что
осталось в его мастерской. Среди публичных коллекций наиболее богата ими
московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень
в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека
в лесу»,
«Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских
рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Поляна с
соснами», «Лесная глушь» и «Лесная
поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Умер скоропостижно в Петербурге, сидя за мольбертом. Был похоронен на Смоленском
православном кладбище. В 1950 году надгробие перенесено в
Некрополь мастеров искусств
(бывшее Тихвинское кладбище) Александро-Невской Лавры.
Мыс и гора на северном берегу залива Чекина на карском побережье северного
острова Новой Земли. Название дано в 1901-1902 гг. Новоземельской экспедицией
художника
А.А. Борисова.
|