Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич

(14 (26).10.1842 – 31.03(13.04).1904)

 

Выдающийся русский художник-баталист.

Родился в Череповце в семье местного предводителя дворянства. В возрасте 9 лет поступил в Морской кадетский корпус, окончив его в чине гардемарина. После короткого периода службы Верещагин вышел в отставку и в 1860 году начал обучение в петербургской Академии художеств, однако через три года оставил ее, не удовлетворенный системой преподавания. Около года он провел на Кавказе, а затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жан-Леона Жерома.

В 1866 году Верещагин закончил обучение и через год  принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора состоять при нем художником. Вскоре после приезда в Самарканд он получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду города восставшими местными жителями. Его роль в этой обороне была отмечена орденом Св. Георгия 4 степени, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.

В начале 1869 года при содействии генерал-губернатора Верещагин организовал в Петербурге «туркестанскую выставку», где демонстрировал работы, написанные в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, казахских степях.

 «Туркестанская серия» ярких картин написана Верещагиным в Мюнхене в 1871-1874 годах. Она состояла из целой группы батальных (практически документальных) картин, таких как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох». Талант художника отразил настоящую стоимость имперских амбиций императора в ближневосточных компаниях. Смерть солдат в чужих странах, борьба с восточными армиями и постоянными восстаниями местного населения. Быт и дикие нравы местного населения.

Участие в боевых походах сложило у художника собственное видение войны, отношение к смерти простых солдат. Его картины наполнены особой философией и критическим отношением к войне. Подобный стиль часто приводил к критике его картин, и даже осуждению художника императором и его окружением.

После выставки и демонстрации своей «Туркестанской» серии картин, он подвергался постоянным нападкам, критике и даже неудовольствию царя Александра II.

Но Верещагин очень высоко ценил собственное мнение, свободу и достоинство и не искал поддержки власть имущих, вообще избегал «высшего света», несмотря на свою известность в Европе и России. В 1874 году Верещагину предложено звание профессора Академии художеств. Но он публично отказался от него, мотивируя это тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

В 1874-1876 гг. Верещагин жил в Индии, выезжая также в Тибет.

С началом русско-турецкой войны 1877 года он записался добровольцем в армию, получив должность адъютанта с возможностью свободного передвижения по войскам. В том же году Верещагин был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».

1878-1879 гг. были посвящены работе в Париже, в результате чего увидела свет «Балканская серия» картин Верещагина.  

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествовал по Индии, Сирии, Палестине, Лето 1894 года он провел в поездках по русскому северу – Белое море, Северная Двина, Соловки.

В 1896 году Верещагин создал серию картин, посвященных войне 1812 года.

Продолжая свои рабочие поездки, Верещагин лето 1899 года провел в Крыму, в 1901 году посетил Филиппинские острова, в 1902 году США и Кубу,  в 1903 году Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин оказался в действующем флоте.

Он погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине на внешнем рейде Порт-Артура.

 

 

Мыс на юго-западном берегу залива Незнаемый на Карском побережье северного острова Новой Земли. Назван в 1901-1902 гг. художником А.А. Борисовым.

 

Вернуться на главную страничку