Амундсен (Amundsen) Руал
(16.07.1872–18.06.1928)

 

Выдающийся норвежский полярный путешественник и исследователь, великий открыватель. Особое место Амундсена в плеяде всемирно известных полярников состоит в том, что во главу угла своих экспедиций он ставил в первую очередь не научные исследования, а достижение объектов, которые оказались недоступны другим, преодоление того, что не смогли преодолеть другие. Его влек в Арктику в основном спортивный азарт, научные исследования были одним из средств, приманкой для расширения круга заинтересованных в проведении экспедиций лиц и получения необходимых ассигнований. Он всегда шел на рекорды.
Родился в городе Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. После смерти отца семья его переехала в Христианию (ныне Осло).
Большую роль в формировании интересов Амундсена и выборе жизненного пути сыграла прочитанная им в пятнадцатилетнем возрасте книга английского полярного исследователя Дж. Франклина о его экспедиции, обследовавшей арктическое побережье Северной Америки между Гудзоновым заливом и устьем Маккензи. Как писал впоследствии сам Амундсен, он захотел проверить себя в подобных испытаниях. Амундсен увлекся чтением книг об арктических путешествиях. Последующая экспедиция Франклина 1845 года, закончившаяся трагически, и многолетние поиски ее стимулировали изучение Северо-Западного прохода, пролегавшего через серию узких проливов, практически постоянно забитых льдом. Этот проход был изучен по частям, но Амундсен загорелся идеей пройти его целиком. Понимая, что арктический мореплаватель должен быть прекрасно подготовлен и физически, и морально, Амундсен, будучи от природы болезненным, начал закаливать свой организм, заниматься спортом.
До реализации его мечты должны были пройти годы. По настоянию матери после окончания гимназии Амундсен поступил на медицинский факультет университета, но после смерти матери бросил его. Не в этом виделось ему свое жизненное предназначение. Пройдя обязательную военную службу, он самостоятельно изучил штурманское дело. Для приобретения практических навыков плавал матросом на промысловых парусных судах в Гренландском море и затем сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.

Вторая половина XIX столетия знаменовалась целым рядом арктических и антарктических исследований. Взошла звезда Ф. Нансена, триумфально завершившего свою выдающуюся экспедицию на «Фраме». Это еще больше разожгло честолюбивого Амундсена. Узнав о подготовке бельгийской экспедиции, ставившей своей целью открытие южного магнитного полюса, он познакомился с ее руководителем Адриеном де Жерлаш и предложил ему свои услуги. Бельгиец сразу оценил Амундсена и назначил его штурманом судна экспедиции «Бельжика». Экспедиция продолжалась два года и не достигла своей основной цели. Судно попало в тринадцатимесячный ледовый дрейф. Только четыре члена экипажа, в том числе Амундсен и американский врач Ф. Кук, оказались подготовленными к жизни в полярных условиях. Эта экспедиция оказалась великолепной школой полярных путешествий для начинающего полярника. Амундсен понял, что успех может обеспечить лишь тщательнейшая до мелочей продуманность и подготовка снаряжения, продовольствия, а также подбор участников и организация быта. Он был готов для реализации своей первой мечты – покорения Северо-Западного прохода.
Амундсен серьезно изучал и анализировал опыт всех предыдущих плаваний в этом районе и понял одну очень важную вещь: одной из основных причин многих неудач явилось использование громоздких судов и многочисленных команд. Для плавания в нешироких, извилистых, большую часть года покрытых льдом проливах Канадского арктического архипелага, имеющих узкий и неглубокий фарватер, более приспособлены маленькие суда с мелкой осадкой. Кроме того, в Арктике сложно обеспечить продовольствием большие отряды, в то время как небольшие группы подготовленных людей всегда смогут добыть там пропитание успешной охотой. Исходя из этих соображений, он приобрел в 1900 году маленькое, но надежное, судно «Йоа» и взял с собой только шесть человек.
Неоценимую помощь в организации экспедиции оказал Амундсену великий полярник и человек Нансен. Он одобрил предложенный Амундсеном план, порекомендовав усилить научную сторону плавания. Поддержка такого авторитета, национального кумира уже была половиной дела. Тем не менее, поиски ассигнований оказались достаточно сложной проблемой, при разрешении которой Амундсену пришлось проявить и собственные недюжинные способности, и пробивную силу. Он сумел получить крупную сумму от государства, осаждал всех и вся, многие товары брал под залог «Йоа». Исчерпав все возможности, он ушел в плавание тайком. В ночь с 16 на 17 июня 1903 года «Йоа» покинула Христианию (Осло). Для достижения своей цели Амундсен мог поступиться и некоторыми этическими нормами, взяв на вооружение принцип «победителей не судят».
Учтя советы Нансена, помимо осуществления сквозного плавания Северо-Западным проходом, Амундсен поставил своей целью и изучение Северного магнитного полюса.
1903 год оказался удивительно благоприятным в ледовом отношении. По чистой воде «Йоа» прошла проливы Ланкастер, Пил и Франклина и уже 30 августа, достигла западного берега полуострова Бутия, где по данным Джеймса Росса расположен Северный магнитный полюс. Путь, на который Франклину потребовался год, оказался пройденным за несколько недель. Двигаясь далее на юг, Амундсен пошел не в пролив Виктория, где были остановлены корабли Франклина «Эребус» и «Террор», а в пролив Джеймса Росса, омывающий остров Кинг-Уильям с востока. Проход к американскому континенту оказался открытым, но Амундсен должен был достичь второй цели похода – проведения магнитных наблюдений. 12 сентября, пройдя значительную часть пути, судно встало на зимовку в бухте на юго-восточной оконечности острова Кинг-Уильям, названной позднее гаванью Йоа. Ледовая обстановка сложилась так, что экспедиции пришлось провести на этом месте две зимовки.
Вокруг стоянки судна постепенно образовался целый эскимосский городок. В течение всей стоянки полярники вели непрерывные магнитные и метеорологические наблюдения, совершали длительные походы для более точного определения местоположения магнитного полюса. Тесное общение с эскимосами позволило Амундсену изучить их язык, жизнь, быт и традиции, собрать богатую коллекцию предметов эскимосского обихода, которую он по возвращении передал в норвежские этнографические музеи.
Лишь в августе 1905 года судно смогло продолжить свой путь через лабиринт неизученных мелководных проливов. Это был самый напряженный период в ходе экспедиции. Амундсен писал позднее: «Не стану отрицать, что я за эти последние дни очень нервничал. Мысль о том, что здесь во время этого мучительного плавания мы рискуем погубить все свое, до этой поры так удачно развивавшееся, предприятие, была не из приятных; но оно все время было близко к такой участи! На меня лично падала ответственность за все – и за людей, и за судно. И я не мог прогнать от себя мысли о возвращении домой с невыполненной задачей». Прекрасные мореходные качества «Йоа», самоотверженность и мастерство команды позволили преодолеть все опасности.
26 августа отдыхавший после вахты Амундсен услышал шум и беготню на палубе, а затем к нему в каюту ворвался лейтенант Хансен и выкрикнул «незабываемые» слова: «Виднеется судно!». Северо-Западный проход был пройден.
Нервное напряжение, испытанное начальником экспедиции не прошло даром. Он писал, что тогда все определяли его возраст в диапазоне 59–75 лет, хотя ему было всего 33 года.
Экспедиции пришлось пережить и третью зимовку. «Йоа» оказалась зажатой льдами в море Бофорта севернее дельты Маккензи. Во время третьей зимовки Амундсен ухитрился совершить 700-километровую санную поездку через отроги хребта Брукса в Форт-Эгберта, где имелся телеграф, и известить мир о своей победе. В июле «Йоа» продолжила путь, а в октябре бросила якорь в порту Сан-Франциско. Амундсен подарил этому городу свое судно, которое было поставлено там на вечную стоянку.

Дома Амундсена ждало большое разочарование. Он не получил причитающейся ему за покорение Северо-Западного прохода премии, которая, как оказалось, за много лет до этого была выплачена английскому адмиралу Р. Мак-Клуру, который с запада дошел до острова Банкс, затем был вынужден покинуть судно, часть пути проделал по льду и добрался до континента с помощью спасательной экспедиции. Амундсен был глубоко задет этим, кроме того, он рассчитывал потратить премию на покрытие многочисленных долгов. Чтобы добыть необходимые средства, ему пришлось в течение 1906–1907 гг. разъезжать по Европе и Америке с чтением лекций о своем походе.
Экспедиция Амундсена принесла важные научные достижения в области геомагнетизма, метеорологии, этнографии. В частности, выяснилось, что за 70 лет с момента открытия Северного магнитного полюса Джеймсом Россом он переместился на 3° к северу.
Следующим замыслом Амундсена была попытка повторения плавания Нансена на «Фраме», но с учетом его опыта относительно выбора места начала дрейфа. Для того чтобы дрейф прошел через полюс, Амундсен планировал вмерзнуть в лед значительно восточнее Нансена: не в северо-восточной части моря Лаптевых, а в северной части Чукотского моря. Это должна была быть грандиозная семилетняя экспедиция, обещавшая дать колоссальные научные результаты. Для этой экспедиции благородный Нансен уступил Амундсену свой «Фрам», хотя сам лелеял мечту о плавании к южному полюсу. Он посчитал, что для науки замысел Амундсена важнее. Добраться до Чукотского моря Амундсен собирался не Северо-Восточным проходом, а южным путем, обогнув Африку и Азию. Однако, узнав об открытии в 1909 году Северного полюса Р. Пири, что тогда ни у кого не вызывало сомнений, Амундсен потерял к арктической экспедиции интерес. Он всегда стремился быть первым и ради этого мог пожертвовать любыми научными открытиями. Амундсен меняет свои намерения и решает отправиться к южному полюсу, информировав об этом лишь весьма узкий круг самых доверенных людей. Он не нашел в себе силы поставить об этом в известность Нансена. «Победителей не судят» – вот его кредо. Мир узнал о решении Амундсена только тогда, когда «Фрам» от острова Мадейра повернул на юг, к Антарктиде. Сенсация была оглушительная, тем более что в это же время в Антарктиду с этой же целью отправилась английская экспедиция Р. Скотта. Началась гонка к Южному полюсу, в которой полностью проявилась натура Амундсена – идти вперед к победе, не считаясь ни с кем и ни с чем. Единственным человеком на Земле, к кому Амундсен относился с глубочайшим уважением, и мнение которого имело для него огромное значение, был Нансен. В письме к нему Амундсен попросил прощения за то, что он сделал, и дал объяснение своему поступку. Суть его состояла в том, что после открытия Северного полюса не он потерял интерес к походу в Северный Ледовитый океан, а вся мировая общественность, в результате чего собрать необходимые средства на многолетнюю экспедицию не удастся. Успех в достижении Южного полюса поможет ему получить финансовую поддержку для северной экспедиции, от которой он отказываться не собирается. Таким образом, решение его было вынужденным. Конечно, все было шито белыми нитками, но Амундсен сам поверил в это.
Реакция Нансена на это известие лишний раз показывает величие этого человека. Безусловно, он должен был чувствовать себя обманутым, но сумел встать выше личных обид и простил Амундсена. Дочь Нансена Одд при личной встрече с А.Ф. Трешниковым в 1969 году сказала, что отец очень сожалел о том, что Амундсен не поставил его в известность о своих новых планах, так как он мог бы дать ему ряд советов.
В середине января 1911 года, т.е. в разгар лета в южном полушарии, «Фрам» подошел к ледовому припаю в Китовой бухте. В четырех километрах от кромки была организована база экспедиции. В этот летний сезон наземная часть экспедиции устроила три продовольственных склада на 80°, 81° и 82° S. Во время зимовки все силы были направлены на подготовку к штурму полюса.

Полюсная партия из пяти человек на четырех санях с 52 собаками стартовала 19 октября 1911 года. Сначала они двигались по холмистой поверхности ледника Росса, четко выходя на свои склады. На 85° ледник кончился и начался довольно крутой подъем, у подножья которого путешественники организовали главный склад с запасом на 30 дней. С собой они взяли продовольствия на 60 дней, рассчитывая за это время проделать путь до полюса и обратно. Почти весь маршрут проходил в туманную мглистую погоду, которая резко осложняла и без того тяжелейшее движение по испещренному трещинами леднику. 7 декабря удалось определиться и установить, что они находятся на 88°16'S: до полюса оставалось 193 км. Последний этап пути был легче, так как проходил по заснеженному высокогорному плато. В тот же день 7 декабря достигли широты 88°23' – точки, до которой ранее доходила группа англичанина Э. Шеклтона, но под угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть назад, не дойдя до полюса 180 км. 17 декабря приборы показали, что они находятся на полюсе. Чтобы перестраховаться, двое участников группы прошли еще 7 км за полюс. На полюсе была поставлена палатка, над ней норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и записку своему сопернику Скотту. Записка по форме была доброжелательной, но не без ядовитого подтекста. Достаточно оскорбительно в подобной ситуации выглядела выведенная на палатке надпись «Добро пожаловать». За нее впоследствии Амундсена осуждали многие. Он был временно исключен из полярного клуба норвежской столицы и получил устный выговор от своего короля.
18 декабря норвежцы двинулись в обратный путь и через 39 дней вернулись на береговую базу. Все санное путешествие заняло 99 дней. К моменту их возвращения «Фрам» уже был в Китовой бухте. 7 марта из города Хобарта на Тасмании Амундсен известил мир о благополучном завершении экспедиции.
По возвращении Амундсен первым делом приехал к Нансену. Смущенный он подошел к Нансену, а тот протянул ему руку и тепло поздравил со счастливым возвращением и совершенным подвигом.
После антарктической экспедиции Амундсен не оставил идеи о повторении дрейфа Нансена через Северный Ледовитый океан. Он не мог ее оставить, так как в противном случае получилось бы, что он обманул Нансена. Амундсен мог перешагнуть через кого угодно, но только не через своего кумира. Начавшаяся мировая война отодвинула момент реализации его планов, но Амундсен не терял времени даром и использовал эти годы для заметного улучшения своего материального положения, вложив имевшийся у него капитал в акции пароходных компаний. Этих денег должно было хватить на организацию задуманной экспедиции. В 1917 году построили новое судно экспедиции «Мод», так как «Фрам», по мнению Амундсена, уже оказался неспособным к ледовому плаванию. Летом 1918 года полярники отправились в Арктику из Тромсе. Решено было идти в Берингово море не южным путем, как планировалось раньше, а вдоль северного побережья России.

 

«Мод» на зимовке у берегов Таймыра. 1918 – 1919 гг.

 

Пройдя без особых проблем до мыса Челюскин, полярники были вынуждены встать на зимовку в 20 милях восточнее его. Амундсен писал по этому поводу: «Исследовать эту местность всесторонне, конечно, не бесполезный труд. Что побережье необходимо самым тщательным образом нанести на карту, это несомненно, мы давно убедились в этом, поплавав в этих водах. Поэтому я без особого огорчения относился к тому, что мы оказались затертыми здесь. Наоборот – это меня радовало: тем больше задач мы сможем выполнить».
Зимовка в целом прошла благополучно. В течение всего срока велись непрерывные гидрологические, метеорологические и геофизические наблюдения, были собраны ботанические и зоологические коллекции. Ряд санных маршрутов позволил значительно уточнить карту побережья в районе стоянки «Мод».
Освободиться из ледового плена удалось только в сентябре. Был момент, когда реально стоял вопрос о второй зимовке, которую неунывающий Амундсен планировал использовать для описания Северной Земли. Однако 11 сентября лед неожиданно взломался, и «Мод» двинулась на восток. Через 12 дней удалось дойти до острова Айон в Восточно-Сибирском море, где снова пришлось зазимовать. Лишь в июле 1920 года «Мод» смогла выйти изо льда и отправиться на Аляску для ремонта и пополнения запасов перед длительным дрейфом. Амундсен с оправданной гордостью написал: «…Я сомкнул этот путь с путем, каким я шел по Северо-Западному проходу в 1906 году, и таким образом впервые совершил кругосветное плавание по арктическому океану».
К моменту выхода из Нома на судне осталось всего четыре человека. Попытка вмерзнуть в лед не удалась. Судно получило серьезные повреждения и было вынуждено отправиться в Сиэтл на ремонт. Прошло четыре года, а экспедиция еще фактически не приступила к выполнению основной задачи. К этому моменту кончились все деньги, но Амундсен не сдавался. Часть средств выделил стортинг, Амундсен читал многочисленные лекции, обращался к меценатам. Однако к этому моменту он уже увлекся идеей воздушных полетов в Арктике. Чтобы вплотную заняться ею, Амундсен передал руководство экспедицией на «Мод» капитану судна О. Вистингу и Х. Свердрупу. Начался новый, «воздухоплавательский», этап его жизни.
В 1925 году Амундсен реализовал полет к полюсу на двух гидросамолетах Дорнье-Валь, едва не закончившийся трагически. В 1000 км от Шпицбергена самолеты совершили вынужденную посадку на лед, при этом один из них получил непоправимые повреждения. На втором самолете после 24-дневной подготовки взлетной полосы удалось подняться в воздух и дотянуть до открытой воды, где воздухоплаватели были подобраны небольшим рыбацким судном.
В 1926 году Амундсен возглавил 1-й трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. Конструктором дирижабля и капитаном его в полете был итальянец У. Нобиле.
Амундсен находился в зените славы, однако во многом благодаря поднятой газетной шумихе, сплетням, клевете, необоснованным нападкам, резко испортились его некогда дружеские отношения с Нобиле. Обиженный Амундсен, считавший, что его роль в экспедиции принижена, отошел от подготовки следующего трансарктического полета на дирижабле «Италия». Как известно, этот полет состоялся в 1928 году и закончился катастрофой дирижабля. Многие страны занимались поисками пропавшей экспедиции. Конкретно Амундсену, по-видимому, с учетом его отношений с Нобиле участие в них не было предложено, но он, как истинный полярник, решил готовить свою экспедицию. Однако средств на покупку подходящего самолета и необходимого снаряжения достать не удалось, и Амундсен принял предложение известного французского летчика Р. Гильбо лететь на двухмоторном гидроплане «Латам-47», готовившемся к перелету через Атлантику.
Вылет состоялся 18 июня в 16 часов из Тромсе. Через 1 час 40 минут летчики запросили информацию о ледовой обстановке в районе острова Медвежий. Это была последняя связь с самолетом. Проходили дни, недели, никто не хотел верить в гибель Амундсена, человека многократно оказывавшегося в самых трагических обстоятельствах и всегда с честью выходившего из них. Однако 31 августа все надежды рухнули. Экипаж норвежского рыболовного судна «Брод» обнаружил в море поплавок с надписью «Латам-47». Руал Амундсен и его спутники погибли в водах Баренцева моря. Как это произошло, никто до сих пор не знает. Это была первая экспедиция Амундсена, организованная не им самим, она же стала его последней экспедицией.

Заслуги Амундсена отмечены орденами Святого Олафа, Леопольда I, Почетного легиона,  высшей гражданской наградой  США   медалью Конгресса США, наградой Национального географического общества США медалью Хаббарда, датской медалью «За заслуги», Константиновской медалью РГО.
Безусловно, как полярный путешественник, Амундсен превзошел всех, даже самого Нансена, но ему далеко до Нансена-ученого, а главное, Нансена-человека.

Осло

Тромсе

 

На родине Амундсена ему поставлены памятники в Осло и Тромсе. В 1972 году, в год столетия Амундсена норвежское правительство прислало в дар СССР его бюст с просьбой установить его в Арктическом и Антарктическом институте.
Экспедицией Амундсена на «Мод» дано название многим объектам Российской Арктики. Его же именем здесь назван только один.
Мыс в бухте Мод на северо-восточном побережье Таймыра. Назван топографами п/ст «Мыс Челюскин» в 1937 году. Сам Амундсен называл его «мысом Мод».
Полуостров (Земля Амундсена) на северо-западном побережье Гренландии.
Остров
в островах Норденшельда в Канадском арктическом архипелаге.

Мыс севернее Dietrichsonbukta на восточном побережье Brennevinsfjorden, остров Северо-Восточная Земля, Шпицберген. Координаты 80°15. 0'N    19°40. 0'E.

Залив моря Бофорта. Открыт и обследован в 1826 году отрядом Дж. Ричардсона экспедиции Дж. Франклина.

Ледник на Земле Торелл, остров Западный Шпицберген.

Амундсен

 

Вернуться на главную страничку