Балхен

 Балхен (Balchen) Бернт

(23.10.1899-17.10.1973)

 

Норвежский военный летчик, инженер и полярный путешественник-исследователь.

Бернт Балхен родился в городе Твейт, коммуна Кристиансанн на юге Норвегии.  Благодаря отцу Бернту с детства была привита  любовь к природе. Он проводил много времени в туристических походах, занимался охотой, рыбалкой и катанием на лыжах. Во время Первой мировой войны Балхен нес службу сперва в составе Французского Иностранного легиона, в после и в норвежской армии. В 1918 году отправился добровольцем в Финляндию, где разразилась гражданская война. Сражаясь против «красной гвардии» он был серьезно ранен.

После этого Балхен был отправлен в Норвегию для лечения от штыковых ран, которые он получил в бою. Во время реабилитации он начал активно тренироваться и к 1920 году стал кандидатом в боксерскую команду Норвегии на Летние Олимпийские игры 1920 года. Параллельно с этим он подал прошение о зачислении его в состав Военно-морского флота Норвегии. По иронии судьбы ответы об утверждении его кандидатуры от Олимпийского комитета и ВМФ Норвегии пришли одновременно: Балхен сделал выбор в пользу службы в армии.Он был отправлен служить в составе военно-морских сил Норвегии, а в 1924 стал летчиком-испытателем.

В 1925 году Балхен был пилотом экспедиции по спасению Амундсена-Эллсуорта на Шпицберген; в следующем году он входил в состав Арктической экспедиции Амундсена-Эллсуорта-Нобиле.

Вместе с Ричардом Бэрдом он совершил две исторические экспедиции: в качестве главного пилота во время трансатлантического перелета в 1927 году и полет к Южному Полюсу в 1929 году.

В 1931 году Актом Конгресса Балхену было предоставлено гражданство США. После того, как в 1949 году он вылетел на грузовом самолете Douglas C-54 Skymaster через Северный полюс от Аляски до Норвегии, Балхен стал первым в мире пилотом, кто пролетел над обоими полюсами.

После этого он направил свои усилия на создание Норвежских авиалиний и Северного почтового союза, а также был инициатором заключения авиационного договора между Норвегией и США. С началом Второй мировой войны он принял решение присоединиться к Королевским военно-воздушным силам Великобритании, но в итоге 5 сентября 1941 года был зачислен в состав ВВС США. В звании полковника Балхен был ответственен за постройку, организацию и командование военной базой «Bluie West-8» в Гренландии в период с октября 1941 по январь 1943 года. С января 1943 года его назначили ответственным за авиационное сообщение между Великобританией и Швецией, а также других секретных авиационных миссий вплоть до завершения войны. 20 апреля 1946 года оставил военную службу и занялся организацией системы Скандинавских авиалиний. 11 октября 1948 года вновь был призван на службу в ВВС США и назначен командиром 10-й эскадрильи Воздушно-спасательной службы в Эльмендорфе, штат Аляска до июля 1950 года. В 1949 году он пролетел на самолете Douglas C-54 Skymaster без остановки от Аляски до Норвегии и, таким образом, стал первым человеком, который пилотировал самолет над обоими полюсами.

В августе 1951 года Балхен стал помощником по Арктической деятельности при штаб-квартире ВВС США в Пентагоне, которую занимал вплоть до выхода на пенсию в октябре 1956 года. В 1973 году был введен в Национальный авиационный зал славы США, в 1974 году — в Канадский зал славы авиации (став, таким образом, первым неканадцем, удостоенным этой чести).

Умер  в Маунт-Киско, графство Вестчестер, Нью-Йорк, США. Похоронен на Арлингтонском национальном кладбище.

Горы на восточном берегу Вейде-фьорда, Ню-Фрисланд, остров Западный Шпицберген. Координаты 79°35.0'N   16°00'E.

 

Вернуться на главную страничку