Чипп

Чипп (Chipp) Чарльз Уинанс

(23.08.1848 – 12.09.1881)

Офицер Военно-морских сил  США, арктический исследователь.

Родился в Кингстоне, штат Нью-Йорк, получил образование в военно-морской Академии Соединенных Штатов в Ньюпорте, Род-Айленд и Аннаполисе, штат Мэриленд.

После окончания учебы в 1868 году Чипп служил на паровом фрегате «Franklin», флагмане Европейской эскадры.

В 1871 году он участвовал в экспедиции Соединенных Штатов в Корею, в 1873 году служил на пароходе «Juniata», когда этот корабль был послан к побережью Гренландии для поиска парохода «Polaris». На борту «Juniata» служил также лейтенант Джордж Де-Лонг, который позже стал командиром Чиппа. После службы на нескольких других кораблях Чиппу было приказано служить в Сан-Франциско в качестве исполнительного директора парохода «Жаннетта», капитаном  которого был Де-Лонг. На этом судне Де-Лонг собирался реализовать давно вынашиваемый им и издателем газеты «Нью-Йорк Геральд» Джеймсом Гордоном Беннеттом план достижения Северного полюса. Кроме того, необходимо было попытаться найти экспедицию Н.А.-Э. Норденшельда.

Де-Лонг весьма высоко ценил деловые и человеческие качества Чиппа. Вот как он писал о нем своей жене 8 июля 1879 года перед самым уходом в это плавание: «Чипп, как всегда был и всегда будет, спокоен и серьезен. Ему всегда есть чем заняться, и он всегда делает это в своей тихой, устойчивой и уверенной манере. Он редко улыбается и говорит очень мало, но я знаю, где он и насколько он надежен и верен во всех отношениях».

8 июня 1879 года «Жаннетта» вышла из Сан-Франциско, 28 августа прошла Берингов пролив. В районе Колючинской губы, высадившись на берег, моряки узнали от местных жителей, что судно Норденшельда еще в июле освободилось ото льдов и ушло к Берингову проливу. Теперь можно было приступить к выполнению основного задания экспедиции, и Де-Лонг взял курс на север.

В Чукотском море  близ острова Врангеля «Жаннетта»  была затерта льдами  и после двух лет дрейфа  в июне 1881 года  раздавлена и затонула.

Экипаж был готов к такому развитию событий, заранее выгрузив на лед все необходимое для санного перехода по льду. Приказом Де-Лонга были четко и строго определены те личные вещи, которые можно взять с собой каждому человеку. Кроме того, были подготовлены пять саней с общеэкспедиционным снаряжением и продовольствием, а также два катера, китобойный вельбот и ялик на случай передвижения по воде. Другим приказом была подробно расписана технология передвижения и дано направление движения – к Новосибирским островам и далее к побережью Сибири. Во время этого перехода были открыты три ранее неизвестных острова, которые моряки назвали в честь Беннетта, его матери Генриетты и своего судна Жаннетты.

После достижения  кромки льда моряки по открытой воде моря Лаптевых отправились на трех  лодках в сторону Сибирского побережья. Лодками командовали Де-Лонг, Чипп и главный инженер Джордж У. Мелвилл.

12 сентября 1881 года три лодки были разделены штормом. Лодку лейтенанта Чиппа, в которой, кроме него, было еще семь человек, больше никто не видел, и никаких следов не было найдено.

Гора на острове Генриетты.

Гора на острове Купреаноф  в архипелаге Александр на юго-востоке Аляски.

Река на севере Аляски.

 

Вернуться на главную страничку