Эйельсон

Эйельсон  (Eielson)  Карл Бен

(20.01.1897 – 09.11.1929)

 

Американский полярный летчик и исследователь.

Родился в Хаттоне, Северная Дакота, в семье норвежских иммигрантов. Его интерес к авиации проявился еще в детстве. После вступления США в Первую мировую войну Эйельсон получил шанс стать военным летчиком. Он научился управлять самолетом в ВВС США, и в январе 1918 года был зачислен в новообразованный корпус связи ВВС. Первая мировая война закончилась еще тогда, когда Эйельсон проходил летную подготовку. Окончание войны снизило потребность США в военных летчиках, но Эйельсон, не желая расставаться с полетами, вместе с друзьями организовал в Хаттоне летный клуб.

После войны он поступил в Джорджтаунскую школу права (ныне — Джорджтаунский университет) в Вашингтоне, работал в режиме неполного рабочего дня офицером полиции в Капитолии, где встретился с Дэниэлем Сазерлендом, делегатом Конгресса от территории Аляска, который позвал его с собой на Аляску, чтобы преподавать там в средней школе.

В 1921 году он совершил первый авиапочтовый рейс на Аляске от Фэрбанкса до МакГрата в 4 часа, тогда как упряжки с ездовыми собаками проделывали это расстояние за 20 дней. Кроме того, он совершил первый авиапочтовый рейс из Атланты в Джэксонвилл (Флорида) в 1926 году.

Большую известность Эйельсон получил как летчик, управлявший первым самолетом, перелетевшим Северный Ледовитый океан, с австралийским исследователем Хьюбертом Уилкинсом на борту в апреле 1928 года. Полет из Барроу до Шпицбергена на расстояние 3540 км (2200 миль) занял 20 часов. Главной целью полета было установить, существуют ли в действительности какие-либо острова между Аляской и Северным полюсом. Летом 1928 – 1929 годов Эйельсон и Уилкинс проводили воздушное исследование Антарктики, открыв несколько неизвестных островов.

После возвращения из арктического полета Эйельсону было предложено возглавить авиалинии Аляски, дочернее предприятие Авиационной корпорации Америки. Эйельсон погиб вместе со своим механиком графом Борландом в авиакатастрофе 9 ноября 1929 года в Сибири при попытке эвакуировать людей и груз с «Нанука» — грузового судна, оказавшегося в ледяном плену у Норд-Каппа (ныне — Мыс Отто Шмидта).

В честь Эйельсона названы авиабаза, наблюдательный пост в национальном парке Денали, здание кампуса Университета Аляски в Фэрбанксе,  пик в Западно-Центральном Аляскинском Хребте, начальная школа на авиабазе Гранд-Форкс в Северной Дакоте, старшая на базе Эйельсон и средняя в Фарго (Северная Дакота).

При жизни получил премии Roughrider Award и Harmon Trophy. В 1985 году введен в Национальный Авиационный Зал Славы в Дейтоне, Огайо.

Похоронен в США, Северная Дакота, Хаттон, Трейл Каунти, кладбище Св.Джонса.

Мыс на западной стороне бухты Уилкинса на северном берегу Ис-фиорда, остров Западный Шпицберген.

 

Вернуться на главную страничку