Уилкинс

Уилкинс (Wilkins) Джордж Губерт

(31.10.188801.12.1958)

 

Австрало-американский полярный исследователь, летчик.

Родился в Маунт-Брайан-Ист, в Южной Австралии в семье фермера.

Он получил инженерное образование в Аделаидской Горной школе, готовившей специалистов в области машиностроения, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Еще во время учебы заинтересовался фотографией и кинематографом, которым посвятил несколько из последующих лет жизни. Год он проработал оператором передвижного кинотеатра в Сиднее, а в 1908 году отправился в Англию, где начал работать оператором в кинокомпании Gaumont. Спустя некоторое время параллельно с основной работой он стал кинорепортером лондонского отделения Daily Chronicle, по заданию которой побывал в разных странах, освещая зарубежные новости.

В 1910 году под началом Клода Грэхем-Уайта научился летать на самолете, а также стал одним из пионеров в искусстве аэрофотосъемки. В 1912-м по заданию газеты он освещал события Первой Балканской войны, а отснятая им кинохроника непосредственно с передовой линии фронта между болгарами и турками стала первым видеосвидетельством военной истории.

В 1913—1917 гг. Уилкинс участвовал в качестве фотографа в канадской арктической экспедиции исследователя В. Стефансона. Он вошел в состав северной партии, следовавшей к месту начала работы на судне «Карлук». Через Берингов пролив вошли в Северный Ледовитый океан, взяв курс к морю Бофорта, чтобы исследовать его острова.

20 сентября 1913 года, после того как судно вмерзло в лед вблизи северного берега Аляски, Уилкинс в числе шестерых человек (включая руководителя) отправился на охоту. Внезапно разыгравшийся после их ухода шторм отправил «Карлук» в дрейф к берегам Сибири. Оставшийся без судна и экспедиционных грузов Стефанссон, тем не менее, решил не сворачивать ранее намеченную исследовательскую программу, а Хьюберт на протяжении последующих трех лет стал его заместителем. Он участвовал во многих вспомогательных походах начальника по полярным морям, островам и побережью Северной Америки. и одновременно постигал все премудрости выживания в Арктике.

По возвращении в Австралию, 1 мая 1917 года Уилкинс в звании второго лейтенанта был зачислен в Австралийские имперские силы и в составе Австралийского летного корпуса отправлен в Европу на поля сражений Первой мировой войны. Из-за дальтонизма его не допустили к боевым вылетам и перевели в 1-й Австралийский и новозеландский армейский корпус на австралийский участок Западного фронта, где в качестве военного фотокорреспондента вел съемку сражений.

По окончании войны Уилкинс в течение 1920 – 1925 гг. принимал участие в исследовательских экспедициях в Антарктиде и Австралии, а в 1926 – 1927 гг. вместе с аляскинским пилотом К. Эйельсоном начал серию экспериментальных полетов от мыса Барроу на Аляске в Центральную Арктику.

В 1926 году Уилкинс и Эйелсон совершили первый успешный полет на Аляске, в ходе которого пролетели вдоль хребта Брукса, а также на 150 миль углубились внутрь неисследованной территории Северного Ледовитого океана. Посадка на мысе Барроу, несмотря на начавшуюся метель, прошла благополучно.

Еще несколько технических перелетов было совершено между мысом Барроу и Фэрбанксом. Во время первого Уилкинс сломал в двух местах руку. Во время обратного полета он сломал ее еще раз. Последующие полеты также не были идеальными. Всего за 1926 год было преодолено по воздуху более 6000 миль, из них значительная часть над ранее неисследованными территориями

В 1927 году  из-за неисправности мотора им пришлось совершить вынужденную посадку на паковый лед в точке 77° 45’ с.ш. и 175° з.д., где они провели океанографические исследования.  В 75 милях от земли мотор окончательно «умер», и, спланировав с высоты 1500 метров, авиаторы совершили аварийную посадку. Самолет получил неустранимые повреждения, но сами пилоты не пострадали. Им нечего не оставалось, кроме как попытаться добраться до мыса Барроу пешком. В полной мере благодаря навыкам выживания в Арктике, полученным Уилкинсом в экспедиции Стефанссона, за последующие восемнадцать дней (из которых первых пять они пережидали бурю) они сумели благополучно добраться до большой земли.

16 апреля 1928 года он со своим спутником-пилотом совершил первый трансарктический перелет от мыса Барроу через северные прибрежные воды Гренландии на Шпицберген, преодолев в пути 2500 миль за 20.5 часа. За это выдающееся достижение, принесшее ему всемирную известность, Уилкинс был награжден орденами и медалями нескольких стран и произведен в рыцари.

1928 – 1930 гг. Уилкинс посвятил участию в полетах над Антарктидой в составе американской и английской экспедиций.

В 1931 г. Уилкинсу удалось приступить к реализации  давно вынашиваемого плана плавания на подводной лодке под арктическими льдами.  Ключевым фактором для начала реализации проекта стало знакомство Уилкинса с американским миллионером Линкольном Элсуортом.

В июне, после ряда испытаний на реке Гудзон, подводная лодка, получившая название «Наутилус», была признана готовой к отплытию. Во время перехода через Северную Атлантику оба двигателя вышли из строя, на ремонт которых в Девонпорте ушел целый месяц. Только 1 августа — фактически к началу окончания полярной навигации, субмарина пришла в норвежский Берген, где на ее борт поднялся доктор Харальд Свердруп, — прославленный полярник, а на этот раз начальник научного штата. Из Бергена «Наутилус», следуя вдоль северного побережья Норвегии, благополучно добрался до Шпицбергена, где начались предпоходные испытания лодки. 22 августа начали  первое подледное погружение, которое завершилось полным фиаско. Как выяснил спущенный за борт водолаз, у лодки отсутствовали рули глубины. Они не могли быть просто утеряны. Ситуацию с рулями, равно как и с выходом из строя двигателей ранее, Уилкинс объяснил саботажем со стороны кого-то из членов экипажа. Несмотря ни на что, он принял решение

не прерывать как минимум научную программу. В надводном положении, несмотря на конец навигации, субмарине удалось достичь крайней северной точки 81° 59' с. ш. на 17° 30' в. д., после чего судно вернулось в Берген, где по согласованию с Правительством США в ноябре было затоплено. В научном плане экспедиции удалось впервые провести подледную фото- и киносъемку, получить первые образцы грунта морского дна в этом районе океана, очертить контуры подводного хребта к северу от Шпицбергена.

Эта экспедиция стала последней, в которой Хьюберт Уилкинс был руководителем.

Уилкинс вернулся в Арктику в 1937 – 1938 гг. Он участвовал в поисках в Центральной Арктике экипажа советского полярного летчика С.А. Леваневского. Вместе с Кеньоном он совершил на летающей лодке «Консолидейтед» восемь высокоширотных полетов, достигнув наивысшей широты – 87°45' с.ш. Однако их усилия, как и полеты многих других пилотов, оказались тщетными.

Позже исследователь выполнял большую работу как консультант и географ армейских служб США. Последним научным вкладом Уилкинса стало участие в 70-летнем возрасте в Международном геофизическом году в Антарктиде в 1957 году.

 

Подлодка «Скейт». Август 1958 года

 

Уилкинс скончался от сердечного приступа в гостиничном номере в Фремингхеме, штат Массачусетс. Его тело было кремировано. Прах Уилкинса в соответствии с его пожеланием подводной лодкой «Скейт» был доставлен на Северный полюс и после всплытия развеян 27 марта 1959 года. 

Пролив в Канадском Арктическом архипелаге между островами  Борден и Маккензи-Кинг.

Самая западная бухта  на северном берегу Ис-фиорда, о. Западный Шпицберген. В ней совершили посадку Уилкинс и Эйельсон 16 апреля 1928 года после трансарктического перелета с мыса Барроу, Аляска.

 

Вернуться на главную страничку