Хлебников Юрий Константинович

Хлебников Юрий Константинович
(27.01.1900–29.06.1976)

 

Советский полярный капитан.
Родился в Варшаве в семье военного топографа. Из Варшавы семья переехала в Хабаровск, а затем в Петербург. В 1911 году отец перешел на службу в Главное Гидрографическое управление, проводил съемку побережья в Або-Аландских шхерах. К нему на летние каникулы приезжал сын, именно в этот период в мальчике и проснулась любовь к морю, желание стать моряком. Как сын кадрового военного, он был принят во 2-ой кадетский корпус Императора Петра Великого, а в 1916 году в Морской корпус.
Еще будучи кадетом, Хлебников в 1917 году на эсминце «Десна» участвовал в боевых действиях Первой мировой войны на Балтике.
В 1918 году корпус был расформирован, и Хлебников, желая продолжать морскую службу, уехал в Мурманск, кочегаром второго класса на торговом пароходе «Александр Суворов» совершал рейсы в порты Англии и Франции. После установления на Севере советской власти он служил на эскадренном миноносце «Капитан Юрасовский», затем на посыльном судне «Ярославна» и вспомогательном крейсере «III Интернационал».
Весной 1923 года Хлебников сдал экстерном государственные экзамены и в качестве штурмана дальнего плавания был назначен на ледокол «Степан Макаров» (бывший «Князь Пожарский»). После передачи ледокола на Черное море Хлебников некоторое время работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, затем в 1928 году уехал в Архангельск и устроился на пароход «Субботник», с которого был переведен вторым штурманом на ледокольный пароход «Г. Седов». Летом он работал в Арктике, зимой на зверобойном промысле в Белом море. В 1930 году Хлебников на должности старпома участвовал в рейсе «Г. Седова» на Землю Франца-Иосифа, а также на Северную Землю, где на острове Домашнем была высажена четверка Г.А. Ушакова.
В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, Хлебников стал участником многочисленных рейсов в Северном Ледовитом океане. Его учителями и наставниками были такие выдающиеся полярные капитаны, как Н.М. Николаев, М.Я. Сорокин, В.И. Воронин, что в итоге позволило и ему самому стать одним из ведущих советских ледовых капитанов.
В навигацию 1934 года Хлебников на «А. Сибирякове» доставил партию И.Д. Папанина на мыс Челюскин, в 1935 году на том же «Сибирякове» занимался снабжением полярных станций.
В 1936 году ледорез «Ф. Литке» под командованием Хлебникова впервые в истории мореплавания провел эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота из Беломорска в бухту Провидения за одну навигацию. За этот рейс замечательный капитан был удостоен ордена Ленина.
В годы Великой Отечественной войны Хлебников командовал ледорезом «Литке», ледокольными пароходами «А. Микоян», «Северный ветер» (позднее «Капитан Белоусов»), осуществляя проводку военных кораблей, советских и иностранных транспортных судов. В 1943 году его направили в США в качестве наблюдателя за постройкой ледоколов.

 

Ледорез «Литке» во льдах

(фото Вл. А. Березкина)


В 1944 году за выполнение особого задания он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а в 1945 году за конвойную службу – орденом Нахимова 2 степени.
После войны Хлебников демобилизовался в звании капитана 3 ранга и продолжил работу на Севере. Он вступил в командование ледоколом «Капитан Макаров», но долго плавать на нем ему не довелось.
Летом 1948 года в один из дней во время стоянки в порту Находка капитан не вернулся на свой корабль. Его арестовали, обвинив в выдаче иностранцам чертежей ледокола. Разумеется, никаких фактов измене Родине Хлебникову предъявить не могли, но тем не менее 10 марта 1949 года осудили по статье 58-10 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы и отправили в Воркуту. Там, «во глубине полярных шахт», он отбыл полные шесть лет, и спасла его лишь смерть «лучшего друга советских шахтеров». Как горько шутил потом Хлебников, «мне посчастливилось пятилетку с гаком пробыть на сталинском курорте...».
После реабилитации он был полностью восстановлен в правах и работал капитаном в Мурманском морском пароходстве. В 1959 году Хлебников возглавил экипаж легендарного «Ермака» и работал на нем до момента списания судна. Ему было суждено завидное морское долголетие: капитан Хлебников бороздил Северный Ледовитый океан почти до семидесяти лет. Он имел звания лучшего капитана Министерства морского флота СССР, почетного работника морского флота, почетного полярника, помимо боевых наград, был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Его имя присвоено мощному ледоколу, предназначенному для работы в тяжелых ледовых условиях.
Умер в Москве, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.

 

Остров Хлебникова

(фото Е.А. Гусева)


Остров в Карском море, в островах Известий ЦИК. Открыт в 1933 году Хлебниковым на ледокольном пароходе «Сибиряков». Тогда же назван по фамилии первооткрывателя.

 

Мыс Хлебникова

(фото Е.А. Кораго)


Мыс на Новой Земле в заливе Русская Гавань. Назван в 1930 году экспедицией Всесоюзного Арктического института.

 

Вернуться на главную страничку